Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 7 марта 2023 года

Дополнительные ограничения, связанные с обращением ценных бумаг, которые были получены от недружественных лиц

Новый «ограничительный» указ касается сделок с ценными бумагами, учитываемыми российскими депозитариями (акциями российских акционерных обществ, облигациями федерального займа, облигациями российских эмитентов), а также инвестиционными паями российских ПИФ.
Под ограничения подпадут ценные бумаги, приобретенные у лиц недружественных стран после 1 марта 2022 года.
При этом регистраторы и депозитарии должны обеспечить отдельный учет таких ценных бумаг.
Ограничения будут распространяться на передачу ценных бумаг (в том числе в залог/доверительное управление):
  • резидентам;
  • нерезидентам из недружественных стран, контролируемым российскими бенефициарами;
  • нерезидентам из дружественных стран.
Сами ограничения довольно привычны ― сделки можно будет осуществить только на основании решения Правительственной комиссии или ЦБ РФ (в последнем случае, если заявителем является кредитная организация или финансовая некредитная организация).
Порядок выдачи разрешений Правительственной комиссией должен быть определен Правительством РФ в течение 10 дней с даты принятия указа.
При этом все последующие сделки с этими ценными бумагами (за некоторыми исключениями) также подпадут под действие ограничений. При этом совет директоров ЦБ РФ может принимать решения о максимальном количестве и объеме таких последующих сделок (операций).
Ограничения не будут распространяться на сделки:
  • совершаемые с акциями российских ПАО, полученными в результате конвертации ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении таких акций, при условии, что они поступили во владение лица до 1 марта 2022 года;
  • совершаемые при конвертации, выкупе, погашении ценных бумаг их эмитентом;
  • связанные с погашением паев ПИФ по решению управляющей компании и/или в связи с прекращением ПИФ;
  • связанные с переводом российских ценных бумаг в порядке универсального правопреемства и др.
Также в соответствии с новым указом ограничительные меры в части исполнения обязательств по ценным бумагам, приобретенным у лиц недружественных стран после 1 марта 2022 года, предусмотренные Указом РФ от 5 марта 2022 года № 95, не распространяются на исполнение обязательств перед резидентами, лицами недружественных стран, контролируемыми российскими бенефициарами, и лицами дружественных стран.
Помимо этого, меняется и подход, ранее разрешенный ЦБ РФ, в отношении ограничений на осуществление сделок с ценными бумагами между резидентами и лицами недружественных стран ― действующие ограничения будут в том числе распространяться на операции с российскими ценными бумагами и еврооблигациями, если такие бумаги учитываются иностранной организацией и расчеты по таким бумагам производятся по счетам, открытым в иностранных финансовых организациях.

Германия и Бельгия: налоговые последствия включения РФ в «черный» список ЕС

Недавно Россия была включена в «черный» список ЕС (см. в выпуске LT от 14 февраля 2023 года).
Напомним, что страны ЕС применяют собственные меры в отношении находящихся в нем стран.
Ниже представлены налоговые последствия, которые могут возникать в Германии и Бельгии в случае совершения операций с юрисдикциями, которые на общеевропейском уровне считаются несотрудничающими в области налогообложения.
Обращаем ваше внимание, что это приведенная ниже информация основана на обзоре, опубликованном в зарубежных источниках, и его субъективном толковании.
Для подтверждения, актуализации и детальной проработки выводов, касающихся конкретных обстоятельств, необходим подробный анализ законодательства европейских государств.
Соответствующие нормы, действующие в Германии, установлены в законе о защитных мерах в отношении «налоговых гаваней».
Закон дублирует юрисдикции из «черного» списка ЕС.
Когда список ЕС обновляется, Германия также вносит поправки в свой внутренний закон (обычно ежегодно).
Сейчас в Германии действует редакция списка, опубликованная в декабре 2022 года.
Вероятно, она будет изменена в конце 2023 года, и тогда защитные меры будут применяться в отношении российских лиц не ранее 2024 года.
Меры, как правило, включают:
  • более строгие правила контролируемых иностранных компаний (КИК) ― по общему правилу, в прибыль КИК в Германии включается только «пассивный» доход КИК, но если КИК расположена в юрисдикции из «черного» списка, то в налоговую базу будет включаться также доход с эффективной налоговой ставкой менее 25%;
  • повышенный налог у источника ― доходы, выплачиваемые немецкими резидентами в адрес иностранных лиц за оказание финансовых услуг, услуг страхования, а также роялти, доходы от продажи объектов интеллектуальной собственности, зарегистрированной в реестре Германии, и некоторые другие доходы от коммерческой деятельности, обычно освобождаются от налогообложения у источника, однако если получатель (физическое или юридическое лицо) находится в юрисдикции из «черного» списка, то применяется налог по ставке 15,825%;
  • неприменение льгот по СОИДН в Германии (российские правила при этом не меняются, и внесение России в «черный» список не должно повлиять на возможность применения СОИДН в РФ);
  • неприменение льготы на существенное участие к доходам от продажи акций/долей и дивидендам ― правило действует начиная с третьего года пребывания страны в «черном» списке Германии (т. е. в отношении России это правило может начать применяться с 2026 года, если список Германии будет обновлен в 2023 году);
  • запрет на вычет из налоговой базы расходов от операционной деятельности, понесенных в пользу резидентов юрисдикций из «черного» списка, ― мера применяется начиная с четвертого года пребывания страны в «черном» списке Германии (т. е. в отношении России это правило может начать действовать с 2027 года, если список Германии будет обновлен в 2023 году);
  • повышенные требования к отчетности ― немецкие налогоплательщики должны предоставлять в налоговые органы дополнительную документацию по операциям с юридическими и физическими лицами из юрисдикций в «черном» списке.
Взаимоотношения с офшорными юрисдикциями в Бельгии регулируются рядом нормативных актов, и некоторые из них содержат прямую ссылку на «черный» список ЕС.
Как правило, к операциям с резидентами стран из «черного» списка ЕС применяются следующие меры:
  • обязанность бельгийских налогоплательщиков раскрывать информацию о прямых/косвенных выплатах по таким операциям, в совокупности превышающих 100 тыс. евро за налоговый период, а также необходимость доказать, что выплата имеет деловую цель, ― в противном случае расходы не могут быть вычтены из налоговой базы (правило может применяться, если юрисдикция находится в «черном» списке на дату признания расхода);
  • неприменение льготы на существенное участие к доходам от продажи акций/долей и дивидендам, если юрисдикция дочерней компании включена в «черный» список на конец налогового периода;
  • более строгие правила КИК ― если дочерняя организация находится в юрисдикции из «черного» списка на конец налогового периода, то она признается КИК независимо от выполнения других условий (доля участия и налоговая ставка).
Кроме того, европейские компании должны раскрывать дополнительную информацию о сделках с резидентами юрисдикций из «черного» списка для целей исполнения DAC6.
Источник: «tax@hand»

Минфин России предлагает усовершенствовать биржевую торговлю товарами

Соответствующий законопроект опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Документом предусмотрено расширение видов товаров для их введения в биржевую торговлю ― это обеспечит создание национальных индикаторов для широкой номенклатуры товаров.
Также предлагается предусмотреть своего рода «защитный» механизм для справедливого ценообразования в случае существенного изменения условий обращения товаров.
Такой механизм может быть реализован за счет установления обязательного норматива продажи товаров на организованных торгах ― конкретные параметры определит Правительство РФ.
Помимо этого, документом предлагается формировать электронные торговые площадки (маркетплейсы товарного рынка) для проведения организованных торгов товарами на базе лицензии торговой системы, выдаваемой ЦБ РФ.
Маркетплейсы смогут предоставлять более гибкие и удобные сервисы для заключения сделок купли-продажи товаров, в том числе для субъектов малого и среднего бизнеса.
По мнению авторов инициативы, развитие таких площадок будет способствовать формированию качественных данных, используемых для определения товарных индикаторов.
Минимальный размер собственных средств для торговой системы, оказывающей услуги по проведению торгов только на товарном рынке, предлагается снизить с 50 до 5 млн руб.
Одновременно предусматривается ограничение масштабов деятельности (годового объема торгов) ― систематическое превышение предельного годового объема торгов должно будет сопровождаться обязательством по докапитализации или получением лицензии биржи.
Помимо этого, проектом планируется освободить товарные торговые системы от обязанности организации внутреннего аудита, если нормативным актом ЦБ РФ не установлено иное.
Участники рынка и эксперты также поддерживают законопроект, однако ранее они сообщали о практических проблемах его реализации — наполнении биржевых торгов ликвидностью и развитии необходимых производных финансовых инструментов.

Новые форматы электронных перевозочных документов

Минюст России зарегистрировал приказы ФНС России об утверждении новых форматов электронных перевозочных документов: путевого листа, заказа и заявки, а также договора фрахтования.
Новые форматы действуют с 1 марта 2023 года по 1 марта 2029 года.
Путевой лист
В электронном формате документа теперь будет четыре обязательных файла обмена:
  • файл обмена информации об обстоятельствах и особенностях рейса (сведения о лице, оформившем путевой лист; о сроке действия путевого листа; о транспортном средстве; о водителе (водителях) транспортного средства; о виде перевозки и о виде сообщения);
  • файл обмена информации о результате предсменного и предрейсового медицинских осмотров;
  • файл обмена информации о показаниях одометра при выезде транспортного средства с парковки и при приеме транспортного средства от другого водителя;
  • файл обмена информации о показаниях одометра при заезде транспортного средства на парковку и при сдаче транспортного средства другому водителю.
Также изменен порядок заполнения путевых листов.
Электронный заказ и заявка
Электронный формат документа включает два обязательных файла обмена:
  • файл обмена информации грузоотправителя;
  • файл обмена информации перевозчика о приеме груза к перевозке.
Электронный договор фрахтования
Электронный договор включает два обязательных файла обмена:
  • файл обмена информации фрахтователя (сведения о фрахтователе, о фрахтовщике, о наименовании груза, о типе предоставляемого транспортного средства, о маршруте и месте подачи транспортного средства, сроках выполнения перевозки и т. д.);
  • файл обмена информации фрахтовщика, состоящей из сведений о транспортном средстве и об иных условиях.

Требования к рекламе алкогольной продукции, которая распространяется в теле- и радиопрограммах, могут быть скорректированы

ФАС России разработала проект федерального закона, в соответствии с которым предлагается установить минимальный временной промежуток демонстрации предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкоголя.
В радиопрограммах он должен составлять не менее 3 с, в телепрограммах ― не менее 5 с и 10% площади кадра.
При распространении такой рекламы другими способами ― не менее 10% рекламной площади.
Действующим законодательством регулируется только рекламная площадь.
Законопроект также предлагает законодательно закрепить возможность распространения рекламы посредством push-уведомлений только с согласия пользователей, исключить из сферы действия рекламного законодательства справочную информацию, размещаемую на официальных сайтах организаций и продавцов товаров, а также на сайтах-агрегаторах.

Поддержка фармацевтической и туристической отраслей: Президент РФ дал новые поручения

По итогам совещания с членами правительства Президент РФ В. Путин дал следующие поручения:
  • рассмотреть вопрос о дополнительных мерах поддержки организаций, осуществляющих разработку, проведение клинических исследований, производство и вывод на рынок лекарственных средств;
  • освободить от уплаты НДС на период с 1 января 2023 года по 30 июня 2027 года организации, осуществляющие туроператорскую деятельность в части реализации туристических продуктов в сфере внутреннего и/или въездного туризма;
  • обеспечить финансирование программы грантовой поддержки проектов по созданию модульных некапитальных средств размещения (в 2023 и 2024 годах на эти цели должно быть выделено не менее 8 млрд руб.);
  • увеличить долю льготных кредитов, предоставляемых в целях строительства гостиниц категорий «три звезды» и «четыре звезды»;
  • в рамках реализации программ льготного кредитования представителей малого и среднего бизнеса обеспечить предоставление льготных кредитов организациям, осуществляющим деятельность в туристической области, в том числе в целях создания модульных некапитальных средств размещения.

ЦБ РФ принял решение о создании оператора автоматизированной информационной системы страхования

Напомним, в конце пришлого года был принят закон, в соответствии с которым страховые компании будут передавать сведения по обязательному (ОСАГО) и добровольному автострахованию (КАСКО, ДСАГО), а также страхованию жилья от чрезвычайных ситуаций в единую информационную систему — АИС «Страхование».
Предполагалось, что ее оператором станет дочерняя компания регулятора.
Теперь ЦБ РФ принял решении о ее создании ― оператором станет АО «Национальная страховая информационная система» (АО «НСИС»).

Правительство РФ расширило программу субсидирования инвестиционных проектов по приоритетным направлениям промышленности

Механизм государственной поддержки, направленный на развитие приоритетных отраслей промышленности, теперь будет распространяться на инвестиционные проекты по производству химической продукции, кредиты на реализацию которых получены в 2020–2024 годах.
Речь идет о предоставлении субсидий российским организациям, реализующим новые комплексные проекты по производству мало- и среднетоннажной химической продукции.
При этом общая стоимость инвестиционного проекта должна составлять не менее 150 млн руб., а субсидируемая часть кредита может доходить до 8 млрд руб.

Власти могут вернуться к регулированию маркетплейсов

Рост жалоб потребителей на маркетплейсы может привести к тому, что власти вновь поднимут вопрос об ужесточении регулирования.
Претензии из-за сложностей с возвратом товаров, нехватки достоверной информации о продукции и нарушений сроков доставки уже планируется обсудить в Минпромторге России.
Для урегулирования проблем региональные власти предложили ведомству обязать онлайн-площадки раскрывать информацию, позволяющую «однозначно идентифицировать продавцов», предоставлять по запросу товарно-сопроводительную документацию, запретить односторонний отказ от продажи товаров со ссылкой на технический сбой.
Также среди инициатив — введение промежуточных счетов, оплата с которых поступает продавцу после получения заказа клиентом.

В Совете Федерации предложили «заморозить» цену аренды для представителей малого и среднего бизнеса

Согласно письму, которое подписал глава комитета по экономической политике Андрей Кутепов, речь идет о моратории в отношении земельных участков и объектов нежилого фонда, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности.
Сенатор обращает внимание, что при аренде государственного имущества по результатам торгов арендаторы не имеют права даже договориться с арендодателем об отмене условия о ежегодном пересмотре ставки.
Как уверены в Совете Федерации, мораторий может помочь решить эту проблему, улучшить деловой климат и увеличить экономическую активность малого и среднего предпринимательства.

Белорусские холодильники исключили из списка подлежащих прослеживаемости

Не будут подлежать прослеживаемости товары, ввезенные на территорию РФ с территории Беларуси бытовые холодильники и морозильники, которые произведены на территории Беларуси и классифицируются отдельными кодами (приведены в постановлении).
Постановление вступило в силу 6 марта 2023 года.